Краеведение
Краеведение способствует развитию библиотеки в целом и основывается на желании людей знать историю своих предков и края.
Сотрудники библиотек формируют фонды на основе произведений и материалов той местности, на которой проживают. Ведя краеведческую работу, необходимо понимать, что библиотеки не просто собирают материалы и факты о крае, но и выполняют важную миссию — объединяют общество, предоставляя людям знания о национальных особенностях и традициях своего народа, природных ресурсах и богатствах, литературных произведениях и историческом наследии.
Все примерно понимают, какие документы можно найти в каталогах по краеведению, но не все знают, как их систематизируют. Мы углубимся в этот вопрос и рассмотрим систематизацию информации, опираясь на Руководство по краеведческой деятельности.
Для начала рассмотрим, каким образом организована деятельность библиотек по краеведению.
В центре данной деятельности находится специально созданный краеведческий отдел. Сотрудники этого отдела назначены ответственными за библиографическую работу. Отдел краеведения вовлечен в деятельность по библиографической обработке краеведческих документов, занимается подготовкой краеведческих инфопродуктов, библиографическим обслуживанием и выполняет ряд других обязанностей. Центральная публичная библиотека на постоянной основе коммуницирует с центральной региональной на тему деятельности по краеведению.
Краеведческая библиотечная деятельность объединяет центральную и региональные библиотеки, а также другие учреждения, вовлеченные в процесс формирования фондов по краеведению.
Основные направления деятельности этих учреждений:
- подготовка краеведческих продуктов;
- осуществление поиска труднодоступных материалов в области краеведения;
- проведение массовых краеведческих мероприятий;
- повышение уровня компетентности библиотечных сотрудников в сфере краеведения.
Все материалы по краеведению хранятся в одноименных фондах. Ниже мы рассмотрим, как они формируются и как обеспечивается хранение информации.
Краеведческие фонды создаются для активного пользования. Они состоят, во-первых, из местных изданий и, во-вторых, из краеведческих документов.
Документы, изданные в определенном территориальном образовании, относятся к фонду местных изданий. Также в этот фонд попадают документы, изданные по заказу местных учреждений.
Создание данного фонда — дополнительная гарантия полноты и сохранности региональной и национальной коллекций печати.
Фонды краеведческих и местных изданий сформированы и организованы на основе принципа полноты и представляют особую ценность. В свою очередь подфонды и архивы неопубликованных материалов формируются выборочно с учетом того, какую информационную ценность они представляют.
К ним относятся:
- издания (вне зависимости от типа, вида и прочих характеристик);
- неопубликованные документы (рукописи, фотографии и прочее);
- краеведческие издания, содержащие данные о регионе;
- копии неопубликованных краеведческих материалов в электронном формате;
- краеведческие материалы из сети, которые были выбраны по специальным критериям;
- электронный краеведческий архив, который создан для того, чтобы обеспечить сохранность всех документов (такие архивы создаются во всех публичных библиотеках).
Роль центральной библиотеки здесь заключается в том, что она занимается выявлением местных изданий и краеведческих документов. Для этого она пользуется издательской и книготорговой информацией, библиографическими источниками, различными сетевыми ресурсами, документами по краеведению, а также иной необходимой информацией.
Помимо этого, для сохранности и рационального использования местных и краеведческих изданий в центральной публичной библиотеке организуются самостоятельные фонды. Фонд краеведческих изданий базируется в краеведческом подразделении либо в фонде читального зала. В свою очередь фонд местных изданий находится в отделе книгохранения.
Важно упомянуть, что материалы могут быть исключены из фондов. Причиной исключения может стать избыточность экземпляров или их ветхость. Однако материалы не могут исключаться из-за низкого спроса или наличия последних изданий.
Библиотека несет ответственность за сохранность краеведческих документов. Сотрудники следят за тем, чтобы издания были в хорошем состоянии, контролируют условия их хранения и использования.
Данной процедурой в основном занимается центральная библиотека, в редких случаях — местная. После обработки всех документов сотрудники библиотеки заводят их в электронный краеведческий каталог, а также в электронный каталог местных изданий.
Библиографические записи из этих двух электронных каталогов используются в национальной библиографии, в региональном, национальном и международном информационном обмене.
Электронный краеведческий каталог и электронный каталог местных изданий создаются как библиографические репертуары. В связи с этим, они включают в себя записи, непроверенные по самому документу:
- составленные на базе печатных источников, по сведениям из других учреждений и пр.;
- заимствованные из каталогов и баз данных в результате автоматической ретроконверсии.
В процессе формирования этих двух каталогов обеспечивается сводность библиографической информации. Это означает, что в библиографических записях указываются все известные места хранения краеведческих и местных изданий на своей территории.
В конечном итоге все результаты проведенной библиографической обработки становятся доступными всем удаленным подразделениям центральной библиотеки, а также всем местным на определенной территории — предпочтительно прямым доступом к электронным каталогам, а при отсутствии такой возможности посредством регулярного копирования в электронной форме.
УФКБД формируется для того, чтобы удовлетворить потребность в фактографической информации и контролировать информационное покрытие территории, планируя на основе этого деятельность по краеведению.
В УФКБД входят все местные объекты:
- лица, связанные с территорией биографически (уроженцы, жители) или творчески (исследователи, авторы работ);
- семьи, роды и династии местных жителей;
- учреждения, общественные организации и др.;
- географические объекты;
- памятники природы, архитектуры, истории и культуры;
- другие уникальные объекты (музейные предметы и коллекции, рукописи и пр.);
- значимые современные культурные, спортивные, политические события;
- исторические события (местной истории; российской истории в привязке к данной территории).
Для включения статьи в УФКБД необходимо выполнение обязательного условия — наличие доступных источников сведений об объекте (опубликованных; неопубликованных архивных; сетевых и др.). Кроме прочего, для УФКБД сформулированы свои требования:
- наличие корректных ссылок на источники информации;
- наличие единообразной структуры справочного аппарата статей;
- указание авторов статей;
- возможность поиска по предметам, географическим названиям и любым временным интервалам.
Исследовательская деятельность библиотек
Исследовательская библиотечная деятельность направлена на пополнение и обновление краеведческих ресурсов. Есть несколько направлений, по которым библиотеки собирают и актуализируют информацию:
- история изменения границ;
- хронология значимых исторических событий;
- биография талантливых и известных поселенцев;
- информация о ключевых предприятиях территориального образования.
В рамках научной деятельности библиотеки активно сотрудничают с региональными и городскими музеями, учреждениями культуры и различными общественными организациями, которые занимаются изучением территории.
Кроме того, к пополнению краеведческих ресурсов привлекают учащихся, используя проектный подход. Эту практику можно считать удачной, и вот почему.
Проектный подход под руководством сотрудника библиотеки является перспективной формой повышения внимания к чтению у студентов и школьников, а также позволяет приобрести навыки командной работы.
В то же время проектный подход — новый тренд, который активно применяется в современном образовании. И в качестве одного из путей развития библиотеки выбирают именно его при сопровождении школьных проектов.
Когда сотрудник библиотеки сопровождает проектную деятельность и не принимает активного участия в проектах по расширению краеведческих ресурсов, он помогает с поиском и систематизацией данных и оформлением работы.
Если же сотрудник библиотеки является руководителем проекта, его функции — поставить учащимся задачу, направлять в процессе работы и консультировать по возникающим вопросам.
Таким образом, учащиеся приобретают навык взаимодействия друг с другом и знакомятся с историей и культурой своего края.
Источник: https://www.lala.lanbook.com/kraevedenie-v-biblioteke